Разработал интегрированный урок по физике и литературе для 11 класса. Тема подобного занятия была выбрана не случайно – в этом году прошло 300 лет со дня рождения великого русского ученого М. В. Ломоносова. Этот талантливейший человек внёс огромный вклад в развитие множества наук, таких как физика, астрономия, история, химия,геология, география и т. д.
В процессе составления базиса структуры проекта «Ломоносов и астрономия. Возможна ли связь литературы с физикой?» я осознал, что данная тема была бы весьма занимательной и познавательной для учащихся, ведь поверхностное преподавание астрономии в курсе изучения физики далеко не дает должного представления обэтом интереснейшем на сегодня предмете, а подробное изучение творчества и великих открытий М. В. Ломоносова только положительно отразится на знаниях и мировоззрении учащихся, ибо на уроках литературы биография ученого и его блистательные достижения во всех областях знаний также познаются в целях общего развития или как дополнение к занятию.
Название: «Астрономия и Ломоносов. Возможна ли связь физики с литературой?»
В начале занятия, на этапе актуализации знаний, я решил внести интригу, сообщив ученикам тему урока и о чём пойдёт речь, ознакомил их со словами А.С.Пушкина: "Ломоносов был великим человеком. Он создал первый русский университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом...". На этапе проверки знаний учащихся перед объяснением нового материал я предложил им пройти тест «Астрономия». Данное задание содержит вопросы высокого уровня сложности, требующие соответствующих знаний и подготовки, особых навыков в процессе формулирования ответов на них. В основном требуются знания из физики, в частности знания оптики, основ электродинамики, некоторые знания из астрономии. В данном тесте проверяются способности учащихся, как они помнят общеизвестные законы, умеют ли сопоставлять их с явлениями природы, а также внимательность, чуткость, способность мыслить в верном направлении. После анализа проведенной работы ознакомления учащимся предлагаются вопросы для того, чтобы попытаться вместе с учащимися определить цель и задачи будущей деятельности.
Затем происходит непосредственное ознакомление с новым материалом. Учащиеся проявляют огромный интерес и желание изучать, анализировать и сопоставлять явления природы, события с произведениями из литературы, в которых отражены данные факты. Учащиеся принимают активное участие на уроке, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с методами оценки проделанной работы.
В конце занятия для закрепления знаний проводится очередной тест «Ломоносов и астрономия». Теперь вопросы касаются деятельности М. В. Ломоносова. Ученики закрепляют знания о биографии ученого, его открытиях с точки зрения физики и астрономии, отраженных в литературных произведениях.
В заключение учитель подводит итог о прошедшей деятельности, ученики вместе с учителем осуществляют рефлексию с помощью упражнения «Плюс-минус-интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. В целом занятие способствует расширению кругозора детей, формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями,активной мыслительной деятельности, обогащает учащихся новыми, ранее не известными фактами, событиями из области физики, астрономии и литературы. Приобщение детей к изучению творчества и открытий М. В. Ломоносова призвано воспитать гордость и уважение к деятельности не только этого великого ученого, но и всех тех людей, которые внесли этот невосполнимый вклад в историю развития науки. Именно таким самоотверженным людям мы должны быть благодарны за их достижения, должны чтить и помнить их имена.
Побуждение учащихся к изучению такой науки как астрономия обеспечивает наиболее продуктивное представление о "галактических" пространствах, обращает внимание детей на открытия в области данной науки, способствует расширению кругозора, влияет на восприятие сущности астрономических явлений, приобщает учащихся к созерцанию и верному пониманию явлений в природе, способно передать "атмосферу" астрономического пространства.
Учащиеся узнали много интересных аспектов из жизни М. В. Ломоносова, познакомились с его величайшими открытиями в области астрономии; выявили связь литературы и физики, рассмотрели эту взаимосвязь на примерах из литературы, а именно: познакомились с произведениями С. Есенина, М. Булгакова, Е. Баратынского, А. С. Пушкина, Владимира Шемшученко; объяснили природу астрономических явлений с точки зрения науки; обобщили и закрепили уже имеющиеся знания по астрономии и физике; повторили известные явления в природе; успешно прошли 2 теста: «Ломоносов и астрономия» и «Астрономия».
Немного статистики:
1 тест: 93% учащихся справились с ознакомительным тестом. Больше всего ошибок было в вопросе №4 и №5, т. к. сложность состояла в том, что данные вопросы, помеченные знаком «*» имели несколько правильных вариантов ответов. 2 тест: 100% верных ответов дали 20% учеников, 0% верных ответов не дал никто.
Результат и оценка работы:
В этом году данный проект был удостоен Диплома победителя в конкурсе "Мастерская "Физики и лирики" и Диплома Финалиста на Фестивале интегрированных уроков "Учусь у Ломоносова". Скачать данную разработку можно здесь: http://physicinfor.ucoz.ru/_ld/0/18_zm1.zip |