Сайт учителя физики и информатики Шаромова Ю.Ю.
Понедельник, 20.05.2024, 04:27 | Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
Главное меню

Новости

"Государственная итоговая аттестация в Кировской области!"


Готовимся к ЕГЭ

Сетевая реализация

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254

Статистика

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Облако тегов

Вход на сайт

Главная » 2011 » Ноябрь » 28 » Интегрированный урок физики и литературы.
13:29
Интегрированный урок физики и литературы.
Разработал интегрированный урок по физике и литературе для 11 класса. Тема подобного занятия была выбрана не случайно – в этом году прошло 300 лет со дня рождения великого русского ученого М. В. Ломоносова. Этот талантливейший человек внёс огромный вклад в развитие множества наук, таких как физика, астрономия, история, химия,геология, география и т. д.

В процессе составления базиса структуры проекта «Ломоносов и астрономия. Возможна ли связь литературы с физикой?» я осознал, что данная тема была бы весьма занимательной и познавательной для учащихся, ведь поверхностное преподавание астрономии в курсе изучения физики далеко не дает должного представления обэтом интереснейшем на сегодня предмете, а подробное изучение творчества и великих открытий М. В. Ломоносова только положительно отразится на знаниях и мировоззрении учащихся, ибо на уроках литературы биография ученого и его блистательные достижения во всех областях знаний также познаются в целях общего развития или как дополнение к занятию.



Название: «Астрономия и Ломоносов. Возможна ли связь физики с литературой?»














В начале занятия, на этапе актуализации знаний, я решил внести интригу, сообщив ученикам тему урока и о чём пойдёт речь, ознакомил их со словами А.С.Пушкина: "Ломоносов был великим человеком. Он создал первый русский университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом...".
На этапе проверки знаний учащихся перед объяснением нового материал я предложил им пройти тест «Астрономия». Данное задание содержит вопросы высокого уровня сложности, требующие соответствующих знаний и подготовки, особых навыков в процессе формулирования ответов на них. В основном требуются знания из физики, в частности знания оптики, основ электродинамики, некоторые знания из астрономии. В данном тесте проверяются способности учащихся, как они помнят общеизвестные законы, умеют ли сопоставлять их с явлениями природы, а также внимательность, чуткость, способность мыслить в верном направлении. После анализа проведенной работы ознакомления учащимся предлагаются вопросы для того, чтобы попытаться вместе с учащимися определить цель и задачи будущей деятельности.


















Затем происходит непосредственное ознакомление с новым материалом. Учащиеся проявляют огромный интерес и желание изучать, анализировать и сопоставлять явления природы, события с произведениями из литературы, в которых отражены данные факты. Учащиеся принимают активное участие на уроке, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с методами оценки проделанной работы.


















В конце занятия для закрепления знаний проводится очередной тест «Ломоносов и астрономия». Теперь вопросы касаются деятельности М. В. Ломоносова. Ученики закрепляют знания о биографии ученого, его открытиях с точки зрения физики и астрономии, отраженных в литературных произведениях.


















В заключение учитель подводит итог о прошедшей деятельности, ученики вместе с учителем осуществляют рефлексию с помощью упражнения «Плюс-минус-интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В целом занятие способствует расширению кругозора детей, формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями,активной мыслительной деятельности, обогащает учащихся новыми, ранее не известными фактами, событиями из области физики, астрономии и литературы.
Приобщение детей к изучению творчества и открытий М. В. Ломоносова призвано воспитать гордость и уважение к деятельности не только этого великого ученого, но и всех тех людей, которые внесли этот невосполнимый вклад в историю развития науки. Именно таким самоотверженным людям мы должны быть благодарны за их достижения, должны чтить и помнить их имена.

Побуждение учащихся к изучению такой науки как астрономия обеспечивает наиболее продуктивное представление о "галактических" пространствах, обращает внимание детей на открытия в области данной науки, способствует расширению кругозора, влияет на восприятие сущности астрономических явлений, приобщает учащихся к созерцанию и верному пониманию явлений в природе, способно передать "атмосферу" астрономического пространства.

Учащиеся узнали много интересных аспектов из жизни М. В. Ломоносова, познакомились с его величайшими открытиями в области астрономии; выявили связь литературы и физики, рассмотрели эту взаимосвязь на примерах из литературы, а именно: познакомились с произведениями С. Есенина, М. Булгакова, Е. Баратынского, А. С. Пушкина, Владимира Шемшученко; объяснили природу астрономических явлений с точки зрения науки; обобщили и закрепили уже имеющиеся знания по астрономии и физике; повторили известные явления в природе; успешно прошли 2 теста: «Ломоносов и астрономия» и «Астрономия».

















Немного статистики:

1 тест: 93% учащихся справились с ознакомительным тестом. Больше всего ошибок было в вопросе №4 и №5, т. к. сложность состояла в том, что данные вопросы, помеченные знаком «*» имели несколько правильных вариантов ответов.
2 тест: 100% верных ответов дали 20% учеников, 0% верных ответов не дал никто.

Результат и оценка работы:

В этом году данный проект был удостоен Диплома победителя в конкурсе "Мастерская "Физики и лирики" и Диплома Финалиста на Фестивале интегрированных уроков "Учусь у Ломоносова".

Скачать данную разработку можно здесь: 

http://physicinfor.ucoz.ru/_ld/0/18_zm1.zip

Просмотров: 1407 | Добавил: Yura | Теги: урок, Физика, астрономия, интегрированный, литература | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обратите внимание!
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Виртуальный мир

Актуальные ресурсы
[07.10.2018]
О проведении межрегиональных совещаний в субъектах Российской Федерации (0)
[07.10.2018]
Приоритетные национальные проекты "Образование" (0)
[17.05.2017]
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав (0)
[09.12.2014]
Всероссийская акция «Час кода» (0)
[11.10.2014]
Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся (0)

Intel Edu Galaxy

Баннеры
конкурс сайтов Библиотека методических материалов для учителя

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz