Необходимость изменить традиционную
систему преподавания физики в средней школе вызвана изменением формы итоговой
аттестации.
Содержание
экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного
стандарта основного общего и среднего (полного) образования по физике,
профильный уровень.
Чтобы
открыть в старшей школе класс профильного изучения физики, необходимо, чтобы
учащиеся не только выбрали этот профиль (а для этого необходим стойкий интерес
к предмету), но и могли освоить предмет на выбранном уровне. При традиционном
изучении физики в 7-м классе «с нуля» учителю приходится осваивать с детьми
помимо всего прочего общие учебные и простейшие методологические умения. А ведь
эти умения и навыки могут быть сформированы уже в 5-6 классах при изучении
пропедевтического курса физики, тем более
что на их усвоение времени отводится гораздо больше – целых два учебных
года.
Изучение
данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их
интерес к предмету, готовить к углублённому восприятию материала на второй
ступени обучения.
В
5-м классе ученики на уроках биологии и природоведения рассматривают достаточно
сложные вопросы: различные виды движения, силу, действующую на крыло птицы,
давление, в том числе атмосферное, конвекционные потоки и так далее, но
программа ни одного из интегрированных курсов не обеспечивает формирование
понятийного базиса. Кроме того, имеет место годовой перерыв до изучения физики
в 7-м классе. Всё это мешает формированию единой естественнонаучной картины
мира, раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных
науках. В результате интерес к предметам естественно-научного цикла падает.
Педагоги-психологи
подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6-му классам, приходится
максимум так называемого сензитивного периода для развития функциональной
системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего физического
мира. Именно поэтому с переходом в основную школу ребёнку нужно дать
возможность осваивать реальный физический мир – мир вещей и явлений, - самому
открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать
закономерности протекания основных явлений, обнаруживать их проявления в
собственной жизнедеятельности, учиться предвидеть последствия привычных
действий.
Программа
пропедевтического курса физики ориентирована, прежде всего, на развитие личности ребёнка. С учётом
возрастных особенностей предусматривается развитие внимания, наблюдательности,
воображения, логического мышления, умения грамотно и адекватно выражать свои
мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики
выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять
явления окружающего мира.
Такой
подход к физическому образованию смещает акценты при изучении физики с
формирования знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях,
методах физической науки на формирование самостоятельности мышления, развитие
творческого потенциала каждого учащегося, развитие его познавательных интересов
и умений самостоятельно приобретать знания на основе осознанных мотивов
изучения.
Пропедевтический
курс физики является наиболее эффективным средством усвоения
естественно-научных знаний.
ЛИТЕРАТУРА.
1. А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак.
Физика.
Химия. 5-6 классы. Экспериментальная программа.
2. Г.Н. Степанова
Физика
с пятого класса. 5-6 классы. Экспериментальная программа.
3. Спецификация экзаменационной работы
по физике единого государственного экзамена 2009 г. (профильный уровень).
4. Конструирование Кодификатора
элементов содержания и Перечня видов деятельности. |